Конституционный Суд Российской Федерации учёл позицию Общероссийского Профсоюза образования, защитив от увольнения аттестованных воспитателей детских садов с педагогическим опытом без необходимого образования.
14 ноября Конституционный Суд Российской Федерации провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Дело о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ирины Серегиной, проработавшей в должности воспитателя детского сада города Камышина Волгоградской области почти 30 лет, но не имевшей высшего педагогического образования.
В 2017 году Ирина Серегина была уволена со ссылкой на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", устанавливающий требования к лицам, которые могут быть допущены к педагогической деятельности: наличие высшего или среднего профессионального образования.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 2, 18, 37 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку во взаимосвязи с положениями Трудового кодекса Российской Федерации позволяет увольнять лиц, не имеющих соответствующего образования, без учёта предыдущей педагогической работы и обстоятельств, характеризующих их личность. Заявитель отмечает, что тем самым законодатель оставил без внимания её права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя первой категории.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, государство должно участвовать в формировании высокопрофессионального педагогического состава и для этого может устанавливать определённые квалификационные требования в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. При введении в действие оспоренного закона предполагалось, что установленные требования к образованию педагогов должны применяться при решении вопроса о приёме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина и его работоспособность. Кроме того, в трудовое законодательство было введено понятие профессионального стандарта. Цель введения этих стандартов и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности. Решение вопроса о продолжении их профессиональной деятельности должно было осуществляться с учётом длящегося характера трудовых отношений и по результатам аттестаций.
Воспитатель детского сада, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации. Если работник, уже состоящий в трудовых отношениях с учреждением, успешно выполнял свои обязанности и прошёл аттестацию, то одно только отсутствие у него должного образования не может служить причиной его увольнения.
Конституционный Суд Российской Федерации учёл согласованную позицию Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки России о недопустимости расторжения трудового договора с воспитателем или учителем, который формально не соответствует требованиям части 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", однако принят на работу до вступления в силу указанного Федерального закона (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 октября 2016 года № НТ-1295/12 на основании обращения Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2016 года № 334).
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учётом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал на позицию Профсоюза о том, что дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов означает, что может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 (1 января 2020 года), - это завершение организации работы по их применению, т.е. поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия (приложение к письму Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2017 года № 122).
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной правоприменительную практику, позволяющую использовать часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в качестве единственного повода для прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу оспариваемого закона и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.